НЕ   ДОВОЛЕН – ВОЗРАЖАЙ,  ВОЗРАЖАЕШЬ – ПРЕДЛАГАЙ,  ПРЕДЛАГАЕШЬ – ДЕЛАЙ,  БЕРИСЬ  ЗА  ДЕЛО  СМЕЛО!

Участие во Всероссийской заочной научно - практической конференции

Февраль 2017

Шкапова Наталья Владимировна,
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
 учреждение «Детский сад № 9 комбинированного вида»
Воспитатель Филиала  Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 9 комбинированного вида» - «Детский сад № 8»
г. Первоуральск

«Технология проектной деятельности как ресурс социализации дошкольников»

Аннотация: поиск средств, открывающих возможности для позитивной социализации ребенка – важное направление деятельности любого дошкольного образовательного учреждения. Мое  исследование доказывает, что проектная деятельность в решении данной задачи имеет преимущество.
Ключевые слова: проектная деятельность, проект, совместная деятельность, социализация, взаимодействие взрослых и детей, дошкольники.
  
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социализации дошкольников. Результаты наблюдений показывают, что современные дети испытывают трудности во взаимоотношениях друг с другом, с взрослыми, наблюдается дефицит речевой культуры, воспитанности и доброжелательности.
Актуальность проблемы социализации дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, поскольку именно в дошкольном возрасте происходит начало формирования социального поведения, установок и норм, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
В рамках реализации  Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Оно является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. Согласно ФГОС ДО, социализация и коммуникативное развитие личности  дошкольника рассматриваются как единая образовательная область – социально-коммуникативное развитие [7]. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Уровень данного развития в дошкольном возрасте прямо пропорционален уровню эффективности последующей адаптации ребенка-дошкольника в обществе. Не случайно изучение возможностей разнообразных видов деятельности детей, в том числе проектной, в качестве средства позитивной социализации дошкольников является первоочередной задачей современных педагогов. Отечественные ученые, такие как: В.В. Давыдов, Д.Б Эльконин считают, что каждый ребенок-дошкольник проходит огромнейший путь в своем индивидуальном развитии именно в период своего детства [8]. Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей, это время наиболее интенсивного социального развития и первоначального становления личности.
Важным аспектом развития ребёнка-дошкольника является его социализация, обусловленная, прежде всего, общением с взрослыми и другими детьми. Становление ребёнка как члена человеческого общества происходит на
протяжении всего его детства, но начинается очень рано, практически с первых недель жизни [5]. Решающую роль в этом процессе играет семья, позиция родителей, их готовность выпустить ребёнка в мир человеческих отношений, оказывая при этом всю необходимую помощь и поддержку. Также важнейшим субъектом социализации является воспитатель, который взаимодействует с ребенком дошкольного возраста, как правило, большую часть дня. При этом,
необходимо учитывать, что полноценно развивать воспитанника может лишь
педагог, который сам находится в процессе саморазвития [2, с. 146].
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность. Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальных компетенций, помогающих ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Иными словами, проектная деятельность, как вид культурной практики, – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать, это также спонтанное, обыденное освоение разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми [3]. Также нам близко понятие проекта, данное Н. А. Виноградовой. Проект – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [1]. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, формирует навыки сотрудничества, помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе, приобретается навык публичного выступления. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе и социализации дошкольников. Сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем [4].
Анализируя и апробируя современные педагогические технологии, я убедилась, что проектная деятельность позволяет дошкольникам реализовать свою потребность в общении, обогатить социальный опыт, согласовать свои интересы с интересами других, учит представлять результаты своего труда окружающим. В педагогической практике мной были разработаны и реализованы проекты для дошкольников разных возрастов. Например, в младшей группе совместно с детьми  и родителями был запущен проект «Моя семья», в результате которого появились самодельные альбомы, книжки о семьях воспитанников, в центре которых был ребенок. Дети в свободной и доступной форме рассказывали о себе, о членах своей семьи. В продолжение проекта и в честь праздника День матери была оформлена фотовыставка «Крепкие объятия», которая дополнилась детскими рисунками мам. Для мам и детей было проведено развлечение в группе, посвященное Дню матери, которое позволило ближе познакомиться с семьями воспитанников и выявить творческий потенциал родителей и детей. Таким образом, было  положено  начало нашей общей проектной деятельности.
Перейдя в среднюю группу, мы с детьми и родителями также осуществили целый ряд проектов. Это познавательно-творческий, долгосрочный  проект «О родном Первоуральске», посвященный изучению и узнаванию интересных и памятных мест нашего города, в ходе которого детьми и родителями была подготовлена фотовыставка «Я – житель Первоуральска» и создан альбом рисунков «Дом, в котором я живу». В результате у детей повысился интерес к истории родного города, к его жителям. Эмоционально - творческий проект «Новогодняя сказка», объединил и сдружил семьи воспитанников, итогом которого стала выставка поделок и новогодний праздник. Познавательно-творческий проект «Защитники Отечества», оказал большое влияние на формирование нравственных качеств детей, по завершению которого была организована выставка «Папа может» и праздник для детей и родителей. Инновационный проект «Расту вместе с книгой», ориентированный на приобщение детей к чтению художественной литературы и пропаганду семейного чтения помог сформировать речевое общение, расширить словарный запас, развить умение участвовать в коллективном разговоре, поддерживать беседу, выражать свои мысли и чувства. Социальный проект «Покормите птиц зимой», способствовал воспитанию уважительного отношения детей к окружающему миру. Для воспитанников старшей  группы были разработаны и реализованы образовательные проекты «Космознайка», «Подводный мир», «Цветочный калейдоскоп», «Умелые ручки», «Лето красное, прекрасное», «Мой друг – велосипед». В ходе реализации проектов были охвачены такие формы работы, как беседы, викторины, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдения, экскурсии, выполнение работ из природного материала, разнообразные игры  (подвижные, дидактические). В рамках проектной деятельности и социального партнерства  посетили с детьми музей Новотрубного завода, музей быта и фольклора «Народный дом», библиотеку (постоянно). Эти проекты  помогли сформировать  предпосылки учебной деятельности, обеспечить успешную социализацию. В подготовительной группе наиболее интересным, по мнению детей и родителей, стал проект «Открой себя», внедренный с целью повышения у детей уверенности в себе, умения анализировать поступки, чувства, мысли, формирования бережного толерантного отношения к своей семье, друзьям, окружающим людям. В процессе реализации проекта были использованы самые разнообразные формы и методы работы с детьми: эмоциональные тренинги, проблемные ситуации, цветотерапия, сказкотерапия. Все это способствовало достижению результатов: у детей стали ярче проявляться положительные черты характера: смелость, решительность, доброта, улучшилась моторная координация, артикуляция. А также дети научились различать различные эмоциональные состояния, давать им оценку, о чём говорят результаты мониторинга: умение налаживать с помощью речи взаимодействие со сверстниками в самодеятельной сюжетно-ролевой игре - 90%; умение идентифицировать своё эмоциональное состояние и понять его причины -78%; умение регулировать своё поведение согласно социальным нормам -80%.
В результате проделанной работы можно говорить, что у воспитанников моей группы сформировались самые важные для их возраста социальные навыки: появился интерес к общению с взрослыми и сверстниками; улучшилась сфера эмоциональных контактов со сверстниками и взрослыми; дети научились действовать совместно в играх, проявлять доброжелательное отношение к окружающим, самостоятельно выполнять поручения. Выпускники детского сада смогли адаптироваться к школе и теперь показывают хорошие результаты в учебной деятельности, применяя навыки, полученные в детском саду. А целенаправленная работа с родителями, как активными участниками проектной деятельности, привела к повышению компетентности родителей по вопросам создания оптимальных условий для успешной социализации детей.
Нам, педагогам, необходимо содействовать социализации ребенка в его
первых социумах – семье и группе детского сада. Важно создавать педагогические условия, которые могут способствовать социально-психологической адаптации детей к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающим миром. Об успешности социализации свидетельствуют готовность детей в дальнейшем идти в школу и свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Сегодня педагогам даётся право выбора содержания и форм сотрудничества с воспитанниками и родителями, и очевидно, что в вопросах успешной социализации дошкольников у проектной деятельности большие преимущества.

Список литературы:
1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
2. Верхотурова Ю.А., Мамедова Н.М. Духовность как основа саморазвития педагога дошкольного образовательного учреждения // Самореализация личности в современном социуме: сборник научных трудов. Екатеринбург, 2015.- 259 с.
3. Деркунская В.А., Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 144 с.
4. Дорохова Т.С. Использование метода проектов как средства реализации социально-педагогической деятельности в школе // Воспитание и обучение истории в школе и в вузе: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития. Ежегодник: сб. науч. статей XX Всероссийских историко-педагогических чтений. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. пед. ун-та, 2016. С.32-39.
5. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012.- 72с.
6. Социализация дошкольника через игру / под ред. Т.В. Пятница. М.: Белый ветер, 2004.- 87с.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
9. Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие. М.: Академия, 2004. – 384с.

                                                                                           Вернуться

Комментариев нет:

Отправить комментарий