Февраль 2017
Шкапова Наталья Владимировна,
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 9 комбинированного
вида»
Воспитатель Филиала Муниципального автономного
дошкольного образовательного
учреждения
«Детский сад № 9 комбинированного вида» - «Детский
сад № 8»
г. Первоуральск
«Технология проектной деятельности как ресурс
социализации дошкольников»
Аннотация: поиск средств,
открывающих возможности для позитивной социализации ребенка – важное
направление деятельности любого дошкольного образовательного учреждения. Мое исследование доказывает, что проектная
деятельность в решении данной задачи имеет преимущество.
Ключевые слова: проектная
деятельность, проект, совместная деятельность, социализация, взаимодействие
взрослых и детей, дошкольники.
В
настоящее время особое внимание уделяется проблеме социализации дошкольников.
Результаты наблюдений показывают, что современные дети испытывают трудности во
взаимоотношениях друг с другом, с взрослыми, наблюдается дефицит речевой
культуры, воспитанности и доброжелательности.
Актуальность
проблемы социализации дошкольников возрастает в современных условиях в связи с
особенностями социального окружения ребёнка, поскольку именно в дошкольном
возрасте происходит начало формирования социального поведения, установок и
норм, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую
ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
В
рамках реализации Федерального
государственного образовательного
стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО) в содержании образовательной деятельности
дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению
целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Оно является одним
из базовых элементов в системе становления личности ребенка. Согласно ФГОС ДО,
социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная
область – социально-коммуникативное развитие [7]. Основной целью этого
направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста,
приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Уровень данного развития в дошкольном возрасте прямо пропорционален уровню
эффективности последующей адаптации ребенка-дошкольника в обществе. Не случайно
изучение возможностей разнообразных видов деятельности детей, в том числе
проектной, в качестве средства позитивной социализации дошкольников является
первоочередной задачей современных педагогов. Отечественные ученые, такие как:
В.В. Давыдов, Д.Б Эльконин считают, что каждый ребенок-дошкольник проходит
огромнейший путь в своем индивидуальном развитии именно в период своего детства
[8]. Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями
в социализации детей, это время наиболее интенсивного социального развития и
первоначального становления личности.
Важным
аспектом развития ребёнка-дошкольника является его социализация, обусловленная,
прежде всего, общением с взрослыми и другими детьми. Становление ребёнка как
члена человеческого общества происходит на
протяжении всего
его детства, но начинается очень рано, практически с первых недель жизни [5].
Решающую роль в этом процессе играет семья, позиция родителей, их готовность
выпустить ребёнка в мир человеческих отношений, оказывая при этом всю
необходимую помощь и поддержку. Также важнейшим субъектом социализации является
воспитатель, который взаимодействует с ребенком дошкольного возраста, как
правило, большую часть дня. При этом,
необходимо
учитывать, что полноценно развивать воспитанника может лишь
педагог, который
сам находится в процессе саморазвития [2, с. 146].
Одной
из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей
дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность. Проектную
деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая
направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий
(умений), универсальных компетенций, помогающих ему действовать во всех
обстоятельствах жизни и деятельности. Иными словами, проектная деятельность,
как вид культурной практики, – это создание воспитателем таких условий, которые
позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым формировать
практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем,
анализировать его и преобразовывать, это также спонтанное, обыденное освоение
разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и
взрослыми [3]. Также нам близко понятие проекта, данное Н. А. Виноградовой.
Проект – способ организации педагогического процесса, основанный на
взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой,
поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [1]. Проектная
деятельность развивает творческие способности дошкольников, формирует навыки
сотрудничества, помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки
исследовательской деятельности, самостоятельность, умение планировать, работать
в коллективе, приобретается навык публичного выступления. Такие качества
способствуют успешному обучению детей в школе и социализации дошкольников.
Сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности
осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе
решения жизненных проблем [4].
Анализируя
и апробируя современные педагогические технологии, я убедилась, что проектная
деятельность позволяет дошкольникам реализовать свою потребность в общении,
обогатить социальный опыт, согласовать свои интересы с интересами других, учит
представлять результаты своего труда окружающим. В педагогической практике мной
были разработаны и реализованы проекты для дошкольников разных возрастов. Например,
в младшей группе совместно с детьми и
родителями был запущен проект «Моя семья», в результате которого появились
самодельные альбомы, книжки о семьях воспитанников, в центре которых был
ребенок. Дети в свободной и доступной форме рассказывали о себе, о членах своей
семьи. В продолжение проекта и в честь праздника День матери была оформлена
фотовыставка «Крепкие объятия», которая дополнилась детскими рисунками мам. Для
мам и детей было проведено развлечение в группе, посвященное Дню матери,
которое позволило ближе познакомиться с семьями воспитанников и выявить
творческий потенциал родителей и детей. Таким образом, было положено начало нашей общей проектной деятельности.
Перейдя в
среднюю группу, мы с детьми и родителями также осуществили целый ряд проектов.
Это познавательно-творческий, долгосрочный проект «О родном Первоуральске», посвященный
изучению и узнаванию интересных и памятных мест нашего города, в ходе которого
детьми и родителями была подготовлена фотовыставка «Я – житель Первоуральска» и
создан альбом рисунков «Дом, в котором я живу». В
результате у детей повысился интерес к истории родного города, к его жителям.
Эмоционально - творческий проект «Новогодняя сказка», объединил и сдружил семьи
воспитанников, итогом которого стала выставка поделок и новогодний праздник. Познавательно-творческий
проект «Защитники Отечества», оказал большое влияние на формирование
нравственных качеств детей, по завершению которого была организована выставка
«Папа может» и праздник для детей и родителей. Инновационный проект «Расту
вместе с книгой», ориентированный на приобщение детей к чтению художественной
литературы и пропаганду семейного чтения помог сформировать речевое общение, расширить
словарный запас, развить умение участвовать в коллективном разговоре,
поддерживать беседу, выражать свои мысли и чувства. Социальный проект
«Покормите птиц зимой», способствовал воспитанию уважительного отношения детей
к окружающему миру. Для воспитанников старшей группы были разработаны и реализованы образовательные
проекты «Космознайка», «Подводный мир», «Цветочный калейдоскоп», «Умелые ручки»,
«Лето красное, прекрасное», «Мой друг – велосипед». В ходе реализации проектов
были охвачены такие формы работы, как беседы, викторины, рассматривание картин
и иллюстраций, наблюдения, экскурсии, выполнение работ из природного материала,
разнообразные игры (подвижные, дидактические).
В рамках проектной деятельности и социального партнерства посетили с детьми музей Новотрубного завода, музей
быта и фольклора «Народный дом», библиотеку (постоянно). Эти проекты помогли сформировать предпосылки учебной деятельности, обеспечить
успешную социализацию. В подготовительной группе наиболее интересным, по мнению детей и родителей,
стал проект «Открой себя», внедренный с целью повышения у детей
уверенности в себе, умения анализировать поступки, чувства, мысли, формирования
бережного толерантного отношения к своей семье, друзьям, окружающим людям. В процессе реализации проекта
были использованы самые разнообразные формы и методы работы с детьми:
эмоциональные тренинги, проблемные ситуации, цветотерапия, сказкотерапия. Все
это способствовало достижению результатов: у детей стали ярче
проявляться положительные черты характера: смелость, решительность, доброта, улучшилась
моторная координация, артикуляция. А также дети научились различать различные эмоциональные
состояния, давать им оценку, о чём говорят результаты мониторинга: умение
налаживать с помощью речи взаимодействие со сверстниками в самодеятельной
сюжетно-ролевой игре - 90%; умение идентифицировать своё эмоциональное состояние
и понять его причины -78%; умение регулировать своё поведение согласно
социальным нормам -80%.
В
результате проделанной работы можно говорить, что у воспитанников моей группы
сформировались самые важные для их возраста социальные навыки: появился интерес
к общению с взрослыми и сверстниками; улучшилась сфера эмоциональных контактов
со сверстниками и взрослыми; дети научились действовать совместно в играх, проявлять
доброжелательное отношение к окружающим, самостоятельно выполнять поручения.
Выпускники детского сада смогли адаптироваться к школе и теперь показывают
хорошие результаты в учебной деятельности, применяя навыки, полученные в
детском саду. А целенаправленная работа с родителями, как активными участниками
проектной деятельности, привела к повышению компетентности родителей по
вопросам создания оптимальных условий для успешной социализации детей.
Нам,
педагогам, необходимо содействовать социализации ребенка в его
первых социумах
– семье и группе детского сада. Важно создавать педагогические условия, которые
могут способствовать социально-психологической адаптации детей к дальнейшей
жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающим миром. Об успешности
социализации свидетельствуют готовность детей в дальнейшем идти в школу и
свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Сегодня педагогам даётся право
выбора содержания и форм сотрудничества с воспитанниками и родителями, и
очевидно, что в вопросах успешной социализации дошкольников у проектной
деятельности большие преимущества.
Список
литературы:
1. Виноградова
Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для
воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и
развитие).
2. Верхотурова
Ю.А., Мамедова Н.М. Духовность как основа саморазвития педагога дошкольного
образовательного учреждения // Самореализация личности в современном социуме:
сборник научных трудов. Екатеринбург, 2015.- 259 с.
3. Деркунская В.А.,
Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое
пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 144 с.
4. Дорохова Т.С.
Использование метода проектов как средства реализации социально-педагогической
деятельности в школе // Воспитание и обучение истории в школе и в вузе:
исторический опыт, современное состояние и перспективы развития. Ежегодник: сб.
науч. статей XX Всероссийских историко-педагогических чтений. Екатеринбург:
Изд-во Урал.гос. пед. ун-та, 2016. С.32-39.
5. Кочкина Н.А.
Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012.- 72с.
6. Социализация
дошкольника через игру / под ред. Т.В. Пятница. М.: Белый ветер, 2004.- 87с.
7. Федеральный
закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» [электронный
ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
8. Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный
ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
Комментариев нет:
Отправить комментарий