Шкапова Наталья Владимировна,
Воспитатель Филиала Муниципального автономного
дошкольного образовательного
учреждения
«Детский сад № 9 комбинированного вида» - «Детский
сад № 8»
г. Первоуральск
Аннотация: в статье
раскрывается содержание деятельности воспитателя по сохранению и укреплению
здоровья детей по двум основным направлениям – сохранение психического и
физического здоровья. Особое внимание уделяется работе с родителями.
Ключевые слова: здоровье,
здоровьесберегающая деятельность, дети
дошкольного
возраста, деятельность воспитателя, дошкольное образовательное учреждение.
С
учетом требований Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» все уровни
образования должны быть преемственны. Учитывая это, образовательные организации
всех типов должны обеспечить беспрепятственный переход детей с одного уровня
образования на другой, создать условия для последовательного решения задач, в
том числе задачи сохранения и укрепления здоровья детей, их мотивации к
здоровому образу жизни [2].
Дошкольное
образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи
с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться таким образом,
чтобы каждый дошкольник, переходя на новую ступень образования, был готов
самостоятельно решать доступные задачи жизнедеятельности, в том числе, в сфере
сохранения и укрепления своего здоровья. Успешное решение этой задачи, во
многом, зависит от организации целенаправленной деятельности воспитателя по
направлению сохранения и укрепления здоровья детей, изучение теоретических и
практических аспектов которой представляет особый интерес. Принцип сохранения и
укрепления здоровья, связанный с педагогическим воздействием, является
интегративным: его соблюдение обеспечивает человеку совершенствование
механизмов сохранения и повышения адаптационных резервов своего организма путем
целенаправленного оздоровления собственного образа жизни. В связи с этим,
интегративный подход преобладает при определении сущности понятия «здоровье» и
его основных компонентов. Так, И.И. Брехман подчеркивает, что здоровье – это не
отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония
человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой
[1]. Для описания ценности здоровья, А.Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня:
1) биологический
– изначальное здоровье предполагает совершенство
саморегуляции
организма, гармонию физиологических процессов и минимум
адаптации;
2) социальный –
здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к
миру;
3) личностный,
психологический – здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в
смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма,
но как «стратегия жизни человека» [3].
В
дошкольном возрасте наибольшее развитие получают физический и психический
компоненты здоровья. К числу основных факторов, влияющих на физическое
здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок,
закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь
воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом;
его жизненные цели и ценности, личностные особенности [5]. Дети дошкольного
возраста основную часть своего времени проводят в дошкольном образовательном
учреждении, поэтому на образовательные учреждения данного типа возлагается
основная ответственность за сохранение и укрепление физического и психического
здоровья детей. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз
повторить: забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитателя». От
здоровья будущего поколения зависит будущее России. Организация
здоровьесберегающей деятельности в детском саду предусматривает индивидуальный
подход к каждому ребенку, использование современных образовательных технологий,
создание образовательных программ, которые способствуют развитию у детей
интереса к сохранению и укреплению собственного здоровья [4].
В
нашем детском саду творческой группой был разработан проект «Азбука
здоровья», который направлен на
физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья детей, а также на сохранение
психофизического здоровья дошкольников. Занимаясь
активно физкультурой и спортом, а также используя современное и нестандартное
спортивное оборудование, мы выполняем важнейшую задачу, оздоровление
ребёнка-дошкольника, пропагандируем здоровый образ жизни. Все применяемые нами
технологии с использованием физкультурного и нестандартного оборудования
направлены, в первую очередь, на воспитание физически здоровых детей. Наша
работа построена так, чтобы с самого утра ребёнок активно включался в процесс
физического развития. Утро начинается с утренней гимнастики. Такая гимнастика
позволяет активизировать работоспособность головного мозга, помогает снять
напряжение, влияет на центры развития речи, способствует развитию
координированного движения рук и ног. В комплекс утренней гимнастики включаются
музыкальные упражнения, сопровождаемые аудио записью. Учитывая высокую
потребность детей в двигательной активности, в детском саду создана развивающая
среда, в каждой группе оборудованы физкультурные центры в соответствии с
возрастными потребностями. Содержание центров физической активности постоянно
обновляется, пополняется, трансформируется в зависимости от задач комплексно - тематического планирования. Созданная
предметно-пространственная среда способствует полноценному развитию детей,
развитию интереса к окружающему миру, формирует познавательную мотивацию
воспитанников.
В
организации двигательной активности детей, распределении физических нагрузок
воспитателям помогает инструктор по физической культуре. Он помогает
разрабатывать комплексы утренних гимнастик; даёт рекомендации по организации и
проведению подвижных игр на прогулке; также по проведению спортивных праздников
и развлечений, подбирает спортивный инвентарь для мероприятий в группе,
предоставляет информацию об уровне физического развития детей. В преддверии
эпидемий в осеннее - весенний период высокую эффективность показал Су - джок
массаж, который проводится индивидуально с часто болеющими детьми. Важная роль
в режиме дня отводится мероприятиям, обеспечивающим сохранение психического
здоровья детей. Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации
движений используем психогимнастику. Такие упражнения помогают ребёнку снять
напряжение, усталость, и настроить на позитивный настрой. Благотворное влияние
на психику ребёнка оказывает арттерапия или живопись пальцами. Такой приём
благотворно успокаивает и расслабляет детей. Также в нашем детском саду мы
используем кинезиологические упражнения, воздействующие на работу мозга, такие упражнения
расслабляют мышцы глаз и рук. Детям предлагается причесаться, рисовать,
доставать предметы, чистить зубы и даже писать не ведущей рукой. Обычные
действия «необычной» рукой развивают новые участки мозга и помогают
активировать новые контакты между клетками головного мозга. Важным условием
обеспечения психического здоровья детей является установление дружелюбных
отношений ребенка со сверстником, установление доброжелательных взаимоотношений
с воспитателем группы и другими участниками педагогического процесса. Кроме
того, обязательно предусматривается время для релаксации.
Организация
деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей проводится при активном
участии семьи. Сегодня воспитатель ДОУ наделен полномочиями консультанта,
советчика родителей по вопросам помощи в воспитания детей, организатора единого
воспитательного пространства системы «дошкольное учреждение – семья, ребенок».
Задача педагога – ориентировать родителей в вопросах дошкольной педагогики,
обратить внимание на возникающие проблемы и обеспечить их понимание, объединить
усилия родителей и педагога в процессе воспитания ребенка. Педагог призван
изменить негативные стереотипы, сложившиеся в сознании родителей,
препятствующие сохранению и укреплению здоровья детей. Достигается это
посредством организации целенаправленной планомерной работы в данном
направлении и посредством использования разнообразных форм взаимодействия с
семьями воспитанников. Создание дружного родительского коллектива, способного
адекватно реагировать на возможные проблемы и принимать разумные решения,
мотивированного на здоровый образ жизни – важнейшая задача не только родителей,
но и всего педагогического коллектива ДОУ. С этой целью используются различные
формы работы с родителями: информационные: родительские собрания; консультации;
групповые и индивидуальные беседы; проведение открытых мероприятий,
анкетирование, привлечение родителей к изготовлению пособий (коврика для
хождения босиком, флажков с разноцветными лентами и т.д.), дидактических игр и
материалов. Родители совместно с детьми принимают участие в различных спортивных
соревнованиях («Мама, папа, я – спортивная семья», ежегодное посещение Лыжни
России и др.). Организуя работу с родителями, помимо решения поставленных
педагогических задач, мы стремимся содействовать укреплению взаимоотношений в семье
и просто доставлять детям радость от лишней минуты, проведенной вместе с мамой
и папой. Так, в спортивных праздниках и развлечениях активное участие принимают
не только мамы, но и папы.
Таким
образом, деятельность воспитателя по сохранению и укреплению здоровья детей
имеет системный характер и в первую очередь, ориентирована на сохранение
физического и психического здоровья детей. Как объектами, так и субъектами этой
деятельности, помимо воспитателя, являются родители и сами дошкольники. Здоровьесберегающая
деятельность воспитателя реализуется на основе индивидуального подхода к каждому
ребенку при условии разнообразия используемых традиционных и новых
здоровьесберегающих технологий, которые способствуют развитию у детей и
родителей интереса к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Литература
1. Брехман И.И.
Введение в валеологию – науку о здоровье. Л., 2000.
2. Верхотурова
Ю.А., Гараева Е.В. Критериально-уровневая модель готовности детей к школьному
обучению на примере учреждения дополнительного образования // Педагогическое
образование в России. 2016. №3. С. 82-87.
3. Дорохова
Т.С., Кудрявцева Е.А. Использование здоровьесберегающих
технологий в
дошкольном образовательном учреждении // Детство, открытое
миру: актуальные
вопросы образования: сб. науч. Материалов VIII Всероссийской научно-практич.
конф. / под ред. Е.В. Коротаевой. Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2016.
С.65-68.
4. Игнатова Л.Ф.
Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения // Школа
здоровья. 2003.
5. Логвина Г.Б.,
Шебеко В.Н., Шишкина В.А. Диагностика и коррекция
физического
состояния детей дошкольного возраста. Минск, 1996.
6. Рапопорт И.К.
Методика измерения результатов здоровьесберегающей деятельности
образовательного учреждения / И.К. Рапопорт // Директор
школы. № 9,
2008. С. 96-106.
Комментариев нет:
Отправить комментарий