«Интеграция образовательных областей через технологию Лего – конструирования»



«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, 
возводящий здание собственного потенциала»
Ж. Пиаже

Цель проекта:
Создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии лего-конструирования в интеграции образовательных областей дошкольного образования.
Создание механизма умственного и творческого развития дошкольников, педагогов и родителей через использование технологии ЛЕГО- конструирования в образовательном процессе ДОУ в интеграции образовательных областей.


Задачи:
1.     Создать психолого-педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей,  компетенций и творчества  воспитанников средствами технологии ЛЕГО  - конструирования;
2.     Создать единое социально – образовательное пространство, включающее  ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста;
3. Способствовать формированию инженерного мышления подрастающего поколения;
4. Выявить  возможности в развитии детей; определить  наиболее эффективные целесообразные методы, приемы, средства, способствующие интеграции образовательных областей через технологию Лего-конструирования;
5. Сформировать требования к профессиональным качествам педагога  для  работы с детьми дошкольного возраста по использованию технологии     ЛЕГО - конструирования в образовательном процессе и интеграции образовательных областей;
6. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи;
7. Развитие взаимодействия и социального партнерства в Ассоциации со всеми ее членами.
Участники:
Ø Дети
Ø Педагоги
Ø Родители
Ø Социум
Ожидаемый результат:

1. повышение статуса дошкольного учреждения в обществе, повышение качества образования в детском саду;
    2.увеличится число детей, имеющих высокий уровень  социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.
Социально – личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие  системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.
Интегративные характеристики: Развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке.

Интеллектуальная сфера: Острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, умение хорошо излагать свои мысли, технические умения, способность  к  практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.
Творческая сфера: Пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно – прикладных занятиях  и играх.
3.Увеличится количество педагогов активно внедряющих технологию ЛЕГО - конструирования повысится их квалификация, профессионализм.
Профессиональные   умения педагогов строить образовательный процесс в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка, умения модифицировать учебные программы, стимулировать творческие, интеллектуальные, когнитивные способности детей, владение эффективными методами обучения,  воспитания, развития детей дошкольного возраста, способность к самоанализу, самооценки, психологическая чуткость, интеллектуальная компетентность.
4.Сформируется активная родительская позиция  на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.

Девиз проекта:
 «От старта возможностей к старту достижений»

Детский сад – первая ступень для:
- погружения в среду творчества и познания;
- ранняя диагностика способностей;
- конструирование и первые изобретения.

Детский сад – школа – ВУЗ = развитие технических способностей и творческих талантов.

Актуальность.

Одним из важнейших свойств  природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее.
Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность
Лего педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
Обучающий конструктор Лего (LEGO) — это выбор педагогов и родителей, понимающих, как важно развивать ребенка, начиная с нежного возраста самыми лучшими и самыми увлекательными игрушками в мире.
Такая оценка вовсе не преувеличение, а всего лишь факт. Конструктор Лего (LEGO) - давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо: интерес детей к нему не затухает много десятилетий — с момента его появления в Дании в 1949 году.
С того дня и вплоть до настоящего времени Лего (LEGO) ни разу не изменил своему девизу «Играй с удовольствием». Секрет в том, что Лего (LEGO) проник в самые тайные закоулки детской души и знает о ней все — о ее особенностях и мечтах, творческих порывах и фантазиях, об игре и обучении через нее. О том, что не всегда доступно взрослым и так щедро открыто детям.
В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. Целенаправленно способствует укреплению здоровья детей занятия по ЛЕГО-конструированию. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.
Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с  социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.





ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

I этап.
Ценностно-ориентированный этап.

Анализ предметно-пространственной среды дошкольных учреждений, наличие необходимого оборудования.

Введение педагогов, дошкольников и родителей в Лего технологию, через создание проблемных ситуаций.

Разработка комплексно-тематического планирования по интеграции образовательных областей через использование Лего технологии.

II этап.
Конструктивный этап.
Проведение обучающих семинаров для педагогов.
Повышение квалификации педагогов.
Проведение мастер-классов для родителей по применению Лего технологии.

Анализ и обработка научно-методических пособий по Легоконструированию.


III этап.
Практический этап.
Разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми и родителями.
Перспективное планирование по Лего-конструированию.
Совместная деятельность педагогов и детей.
Создание в детских садах Лего-студий, Лего-парков.
Разработка технологических карт для Лего-конструирования.
Разработка цикла конструктов по использованию Лего технологии в различных образовательных областях.
Использование Лего построек в сюжетно-ролевых играх.
Самостоятельное конструирование по замыслу, схемам, чертежам.
Конструирование по сказкам, использование в театрализованной деятельности и т.д.

IV  этап.
Презентационный этап.
Проведение презентационных мероприятий, Лего выставки, обмен опытом между детскими садами объединения, по различным номинациям.

Проведение городских и окружных  семинаров по обмену опытом в работе с ЛЕГО.

VI этап.
Оценочно-рефлексивный.
Оценка деятельности по педагогической эффективности проекта.
Анкетирование родителей, увеличение процента детей, увлеченных конструированием, увеличение процента одаренных детей, нестандартномыслящих.


Интеграция образовательных областей через Лего-конструирование.

Образовательная область
Область применения Лего-конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
Социально-коммуникативное развитие
Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом.
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие
Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей Лего-конструктора.
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Речевое развитие.
Работа на логопункте с логопедом при развитии фонетического слуха, понятие синтаксис, словообразование.
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие
Творческое конструирование – создание замысла из деталей Лего-конструктора.
реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.

Физическое развитие
 Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Сроки и этапы реализации проекта.

Сроки и этапы
Содержание деятельности
Аналитико-диагностический
- подготовительно-информационный
- подготовительно-документальный
- диагностика исходной ситуации (фиксация проблем),
- выявление уровня компетентности педагогов в освоении Lego-технологий;
- создание инициативных творческих групп;
- работа педагогической мастерской «Удивительный Lego-мир»;
- подготовка проекта;
Планируемый результат:
Обеспечение готовности субъектов, определение ресурсов, совершенствование материально-технической базы.
Презентация проекта «Интеграция образовательных областей через применение Лего-технологии» 
Организационно - исполнительный
- внесение корректировок  в образовательную программу, в часть формируемую участниками образовательных отношений,
- внесение корректировок  в рабочие программы педагогов
- корректировка инструментария, связанного с формированием «прединженерного мышления»;
- соглашение с Центром универсального образования и разработка плана работы по взаимодействию с ним.
- вовлечение родителей и специалистов в единую творческую деятельность, через создание «Клуба юных изобретателей»;
- проведение мастер-классов для педагогов по использованию лего-конструирования в совместной и самостоятельной образовательной деятельности с детьми;
- разработка структурными подразделениями  подпроектов  по интеграции Лего-конструирования в образовательные области:
1.«С конструктором LEGO в увлекательный мир математики»
2. «Мы будущие инженеры» (ранняя профориентация, в плане реализации «Славим человека труда»)
3. «LEGO, как средство формирования основ безопасного поведения у дошкольников»
4. «LEGO, как средство общения и культуры»
5. «LEGO, как средство развития творческой активности»
6. «Планета Земля и LEGO» и др.
- текущий мониторинг

Планируемый результат:
1.Создание способствующей развитию технических способностей и творческих талантов  образовательной среды, через реализацию проекта «Интеграция образовательных областей через применение LEGO – технологии» и подпроектов детских садов .
Стабилизационный
-распространение опыта работы  в плане реализации проекта
- выпуск методических рекомендаций
- конструктов образовательной деятельности педагогов с применением LEGO технологии в образовательных областях

                                                                                                                       Вернуться